Сегодня мы представляем рубрику «Балачка», которую будет вести наш друг и автор Владимир Пукиш.

 

Закончились праздники Рождественско­Крещенского цикла, после которых наши предки уже думали о весне. Судили по приметам, по природным явлениям, случавшимся в определенные дни. И рассказывали об этом анекдоты.

 

Як прыйдэ Олэксия Тэплого1, вже настае тэпло. Цыган кажэ: «Олэксий – Божый чоловик, от колы нада було кужух продавать!»

А кужуха вин продав писля Хрэщення. Купыв за ти гроши фатку2 рыбу ловыть. А тут мороз! От цыган накынув фатку на голову и кажэ:

– Трищы – нэ трищы, пройшлы Водохрэщи!

А воно всэ трищыть.

– Ничого, – кажэ цыган, – ось скоро Явдоха3, вэсна будэ, отоди я нагриюся!

От прыйшла Явдоха. А воно як захурдэлыть! Цыган и кажэ:

– Тьху! Баба, воно и есть баба! Ось скоро прыйдуть Сорок Святых4, так нэвжэли сэрэд йих ни одного умного нэма?

А на Сорок Святых як увалыло сорок лопат снигу! Цыган напнувся фаткою, сыдыть и мовчыть.

А як прыйшов Олэксий, засяло сонцэ, тэпло! Тут и цыган зрадив!

Записано в станице Саратовской, г. Горячий Ключ.

Владимир ПУКИШ, этнолингвист.

 Наш словарь

1 День св. Алексия – 30 марта.

2 Фатка, или хватка – рыбачья сеть конусообразной формы с ручкой, которую погружали в водоем (обычно с проточной водой), опускали на дно и поднимали, уже с рыбой, запутавшейся в ней.

3 День св. Евдокии – 14 марта.

4 День Сорока мучеников Севастийских – 22 марта.

 

Сюжет этой бывальщины построен на народном прогностике относительно зимне­весеннего периода, начиная от Крещения (6 по ст. ст./19 января), и заканчивая первым месяцем весны – мартом, а именно относительно дней Св. Евдокии (народное название – Явдохи) – 1/14 марта, Сорока мучеников Севастийских (народное название – Сорок Святых) – 9/22 марта и, наконец, Преподобного Алексия, человека Божьего (Теплого Олэксы) – 17/30 марта. Народ зачастую понятия не имел о действительном содержании религиозных праздников и поэтому создавал собственные характеристики календарных Святых, иногда основываясь на времени празднования, а часто – на своеобразной народной этимологии имени того или иного Святого.