Когда повсюду только и слышно о трудностях преодоления экономикой кризисного и посткризисного периодов, обнадеживающими становятся факты успешного строительства в России промышленных объектов. К тому же объектов непростых, а инфраструктурных, таких, как, например, морской перегрузочный комплекс в районе мыса Железный Рог на Таманском полуострове, предназначенный для перевалки на экспорт прибывающих по железной дороге нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ). Строительство этого, можно сказать, нового морского порта, которое наряду с другими инвесторами ведет ЗАО «Таманьнефтегаз», включает не только морскую и наземную инфраструктуру по приему, хранению и перегрузке углеводородов на морские суда, но и подъездные железнодорожные пути с припортовой станцией, и другие объекты. Об этом масштабном проекте рассказал генеральный директор ЗАО «Таманьнефтегаз» Александр Меткин.

 

– Александр Михайлович, вы действительно строите новый морской терминал в нынешних сложных условиях?

– Действительно строим, и уже не первый год. Раз начали, надо идти вперед, преодолевая препятствия. Кроме того, это строительство в Тамани крайне необходимо: порт в районе мыса Железный Рог будет одним из главных объектов для реализации задач развития внешнеэкономической деятельности на территории Южного федерального округа.

По сути, в Краснодарском крае на Таманском полуострове сегодня формируется новый промышленный район. Наряду с объектами других инвесторов, в него входят и объекты ЗАО «Таманьнефтегаз»: Таманская база сжиженных углеводородных газов (СУГ) производительностью
1 млн. тонн в год и Таманский нефтяной терминал (ТНТ) производительностью 9,5 млн. тонн в год. Выход на проектную мощность Таманского перегрузочного комплекса нефти, нефтепродуктов и СУГ в составе порта – а именно ему уделяет основное внимание наша компания – будет существенным шагом в развитии российского экспорта углеводородов.

Власти Краснодарского края тоже рассматривают новый объект как ключевую составляющую для экономического роста в регионе. По предварительным подсчетам, здесь будет создано 1500 новых рабочих мест и еще столько же – в смежных отраслях.

Уже сегодня ЗАО «Таманьнефтегаз» ведет работу по подбору кадров на перспективу, занимается вопросами подготовки, переподготовки и повышения квалификации настоящих и будущих работников. На ключевые руководящие и технические должности у нас приняты высококвалифицированные специалисты, чтобы строительство велось с учетом наиболее оптимальных инженерных решений и в соответствии со всеми нормами безопасности.

– В чем специфика и особенность вашего терминала? Существуют ли в России подобные терминалы, которые наряду с нефтепродуктами переваливали бы и сжиженный углеводородный газ (СУГ)?

– Сегодня российские морские порты не располагают достаточными терминальными мощностями по перевалке СУГ, поэтому особый интерес представляют характеристики технологического комплекса для перевалки СУГ по проекту, который осуществляется ЗАО «Таманьнефтегаз».

Таманская база СУГ предусматривает в своем составе двустороннюю железнодорожную сливную эстакаду для одновременного слива 72 цистерн, 36 емкостей объемом 600 м3 – каждая для хранения под давлением пропана и 12 емкостей объемом 600 м3 каждая для хранения под давлением бутана, а также раздельные для пропана и бутана насосные станции и трубопроводные системы для слива из железнодорожных цистерн и налива на суда-газовозы, позволяющие сохранять качество перегружаемых продуктов. Накопление и временное хранение СУГ будет осуществляться в резервуарных парках общей емкостью 28,8 тыс. м3 – под давлением.

Два причала для судов-газовозов позволят одновременно отгружать СУГ в 2 морских судна-газовоза дедвейтом от 2000 до 20000 тонн в круглогодичном режиме.

Наша программа развития экспортного терминала включает также всю необходимую инфраструктуру. Морская часть состоит из стационарных причалов для отгрузки на суда как СУГ, так и нефти и нефтепродуктов. Причалы объединены морской соединительной эстакадой длиной 1800 м.

Нужно отметить, что наша компания применяет наиболее надежные и экологически безопасные технические решения при реализации проекта.

Проведенные маркетинговые исследования рынка недвусмысленно подтверждают безусловную востребованность терминалов со стороны потенциальных клиентов, что также обусловлено планируемой высокой эффективностью оказания услуг.

Еще раз подчеркну, что ЗАО «Таманьнефтегаз», осуществляя строительство морского перегрузочного комплекса в Тамани, одной из основных целей ставит создание надежного и эффективного экспортного механизма для юга России.

– Безопасность и сохранение экологического баланса в районе строительства – одна из приоритетных задач, которую провозглашает сегодня ваша компания. Как предполагается ее решать на Таманском перегрузочном комплексе?

– Мы подготовили детальные документы по оценке воздействия на окружающую среду для утверждения их соответствующими инстанциями. Могу заверить уже сегодня – Таманский перегрузочный комплекс будет соответствовать всем действующим российским законам, а также стандартам Всемирного Банка/ IFC в отношении охраны окружающей среды.

Среди основных мер для минимизации экологических рисков – высокая надежность оборудования, обеспечение терминалов многоуровневыми системами экологической защиты, готовность к локализации разливов. Разработанные компанией планы предотвращения аварийных ситуаций, их локализации и ликвидации направлены на быстрое и эффективное реагирование в случае возникновения неф-тяных разливов и других аварий. Эти планы охватывают все возможные процедуры для принятия необходимых мер, в том числе наличие специального оборудования и обученных аварийно-спасательных формирований, что позволит ЗАО «Таманьнефтегаз» осуществить полномасштабную программу по обеспечению ликвидации последствий любых аварийных ситуаций на терминале.

Также безопасное функционирование Таманского перегрузочного комплекса СУГ, нефти и нефтепродуктов обеспечивается за счет размещения всех объектов, зданий и сооружений в строгом соответствии со всеми нормативными правилами и нормами, в том числе в части, касающейся противопожарных разрывов, а также размещением всех технологических объектов с учетом организуемой санитарнозащитной зоны. Экологическая безопасность вод Черного моря обеспечивается благодаря расположению всех основных технологических береговых объектов вне пределов водоохранной зоны. Разработанный в проекте комплекс мероприятий по охране окружающей среды позволяет свести к минимуму влияние объекта на природную среду и обеспечивает безопасное функционирование терминала без оказания негативного влияния на водные ресурсы, атмосферу, территорию, флору и фауну.

– Мыс Железный Рог на Таманском полуострове, где строится новый порт и ваш терминал, имеет весьма выгодное расположение в Азово-Черноморском бассейне. Однако есть два момента, которые вызывают сомнение относительно перспектив будущего развития. Первое – это инфраструктура подходных путей и проблемы, связанные с пропускной способностью железной дороги. И второе – территория строительства относится к зоне повышенного интереса историков и археологов, то есть она усеяна археологическими памятниками. Что Вы на это скажете?

– Месторасположение порта на самом деле достаточно выгодное. Оно позволяет, прежде всего, обеспечить доступ к глубоководным терминалам экспортных наливных грузов, идущих не только с юга России, но и из других промышленных регионов, в частности, с бассейна реки Волги и с Каспийского региона. Все грузы будут поступать на Таманский перегрузочный комплекс СУГ, нефти и нефтепродуктов и отправляться из него по железной дороге. Для этого как раз строится 38-километровый подъездной железнодорожный путь от станции Вышестеблиевская, разъезд на
22-м километре, а также железнодорожная станция Железный Рог со всей необходимой инфраструктурой.

Что касается второй части вашего вопроса, то мы знаем, насколько уникальна Тамань и понимаем важность сохранения памятников археологии для истории и последующих поколений. Много лет в зоне строительства проводятся охранно-спасательные археологические мероприятия, которые финансирует наша фирма. Как показали предварительные исследования, на том участке, где прокладывается подъездной железнодорожный путь к базе СУГ, находится более 30 курганных групп и около десяти древних поселений. Ученые, археологи, музееведы да и все жители Тамани заинтересованы в том, чтобы эти памятники не подверглись разрушению и были детально исследованы. Ведь все, что тысячелетиями хранит в своих археологических пластах таманская земля, имеет исключительную ценность. На раскопках в зоне строительства археологи уже нашли большое количество редчайших предметов, и даже не обошлось без сенсаций, когда обнаружили курганный могильник эпохи бронзы.

Так что ЗАО «Таманьнефтегаз» с должным уважением и особой бережностью относится к месту своего присутствия, осознавая значимость культурного наследия Тамани. Более того, компания демонстрирует высокую ответственность и законопослушность в том, что касается сохранения объектов культурного наследия.

– Александр Михайлович, вместе с инфраструктурными изменениями в регионе, вызванными строительством морского порта, с переменами в экономике возникают и социальные изменения, которые могут носить не только положительный характер. Как Вы на это реагируете, и что предпринимаете в сфере социальной политики, чтобы своим присутствием не создавать отрицательных последствий для жизни населения?

– В настоящий момент компания разрабатывает и поэтапно внедряет так называемую Систему управления взаимодействием с заинтересованными сторонами. В качестве базы для построения такой Системы мы используем проект стандарта АА 1000 «Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами)», Руководство МФК «Взаимодействие с заинтересованными сторонами: Руководство для компаний по надлежащей практике ведения бизнеса в странах с формирующейся рыночной экономикой», а также применяем международные стандарты серии ISO 14001 и 18001, содержащие модели систем менеджмента охраны окружающей среды, труда и безопасности.

Под системами управления взаимодействием «Таманьнефтегаз» понимает совокупность механизмов и мероприятий, которые компания применяет для осуществления эффективной связи с заинтересованными сторонами и политики социальной ответственности. Процесс взаимодействия планируется, контролируется, анализируется с тем, чтобы отдать приоритеты важнейшим вопросам и одновременно не оставить без внимания насущные проблемы заинтересованных сторон. Специально для этого мы разработали порядок рассмотрения письменных обращений заинтересованных сторон в ЗАО «Таманьнефтегаз».

Основная составляющая в Системе управления – политика социальной ответственности, которая определяет принципы и обязательства социальной деятельности. Наша компания уже имеет практику подписания договоров о сотрудничестве в социально-экономическом развитии Темрюкского района и Таманского сельского поселения. В рамках этих договоров осуществлен целый ряд мероприятий социального характера.

– Ввод в эксплуатацию первой очереди нефтяного терминала ожидается уже в этом году. Каковы перспективы его выхода на полную мощность? И в целом каким представляется Вам транспортный комплекс региона со всеми новыми объектами, которые будут построены в порту Тамань?

– В ближайшие годы здесь появится мощный транспортный узел. Наряду с нашим терминалом будут построены современные комплексы по перевалке серы, руды, угля, зерна, удобрений, контейнеров. Это позволит не только разгрузить другие порты Кубани, но и перенаправить на Тамань российские внешнеторговые грузопотоки, которые сейчас идут через порты Украины.

По материалам журнала «Морские порты».