Краснодарский аэропорт. 4 часа утра. 28 сентября, но всего лишь 6? («бабье лето» начнется чуть позже, уже в октябре). Первой из пассажиров рейса Вена – Краснодар на площадь перед аэропортом своей энергичной походкой вышла Дженсис Робинсон – мировая звезда первой величины в винной журналистике. Будто бы и не было бессонной ночи, будто бы ей известны были все ходы и выходы из зала таможенного контроля – а ведь летела она сюда впервые. Летела, как потом признавалась сама, с некоторой опаской: недалеко (если смотреть по карте из Лондона) граница с Грузией, с которой у России, мягко говоря, не самые лучшие отношения; по соседству и «неспокойные» северокавказские республики. Но иначе г-жа Робинсон не ходит: нужно успеть все увидеть, записать в блокнот (с ним не расстается даже во время неформальных ужинов), заснять. Вот и на винзаводах, которые за два дня своего пребывания на Кубани посетила Дженсис Робинсон – «Фанагории», «Мысхако» и «Саук-Дере», чаще можно было наблюдать такую картину: она идет впереди, а уже за ней семенят сопровождающие ее хозяева.

Дженсис Робинсон ежедневно пишет по нескольку статей для своего сайта, который ежедневно посещают тысячи почитателей вин почти в 100 странах мира. Кроме того, она каждую субботу ведет колонку о вине в «Файненшл Таймс» и пишет для ведущих газет 12 стран всех континентов. А еще она является автором нескольких книг о вине; среди которых знаменитые «Оксфордский компаньон вин» и бестселлер «Атлас мира. Вино» (в соавторстве с Хью Джонсоном). «Винный атлас мира» впервые был издан в 1971 году, с тех пор выдержал 6 изданий общим тиражом 4 млн. экземпляров и переведен на 14 языков (включая 2 издания на русском языке). Еще Дженсис Робинсон вела цикл телепередач о еде и вине на ВВС, которые завоевали много наград.

«Заполучить» в гости авторов винного «Атласа мира» весьма непросто. Согласно этическим правилам, которые давно установила для себя сама г-жа Робинсон, она обычно не принимает приглашения от отдельных компаний. Поэтому ее приезд в Краснодарский край по приглашению «Фанагории» и «Мысхако» можно назвать исключением из правил: победила любознательность – ведь о российских винах в мире почти ничего не известно. Поэтому основное внимание во время своего посещения Кубани Дженсис Робинсон уделила дегустации вин. Она продегустировала 27 образцов фанагорийских вин, такое же количество вин «Мысхако», а также 120 вин из подвалов «Саук-Дере» (последние – это вина стран бывшего СССР, хранящиеся в коллекции по нескольку десятилетий), и вина некоторых других кубанских производителей.

Визит г-жи Робинсон на Кубань был расписан по минутам, поэтому мы с ней договорились, что отвечать на вопросы она будет в машине, во время переездов с одного винзавода на другой.

– Г-жа Робинсон, это Ваше первое знакомство с российским виноделием?

– По сути, да, как и с Россией в целом, хотя я раньше несколько раз приезжала в страну. Впервые я побывала в тогда еще СССР в 1970-е годы, когда на автомобиле проехала из Киева в Финляндию через Москву и Ленинград. Уже в 2000-х я побывала в Москве на презентации русского издания винного «Атласа мира». Но только сейчас я получила возможность напрямую познакомиться с российскими винами.

Что касается собственно вин стран бывшего СССР, то я более менее знакома с грузинскими винами. А российское виноделие, к сожалению, в мире неизвестно. Более того, я должна сказать, что средний европейский обыватель, услышав о причерноморском винном регионе, запросто спутает Черное море с Каспийским. Но, по крайней мере, о Черном море он хоть что-нибудь слышал, а что такое море Азовское, сие есть великая тайна. Что еще наш обыватель знает о Южной России? Конечно же, все знают слова «Кавказ» и «Чечня», но, боюсь, лишь в негативном контексте.

О крымских винах в мире кое-что известно, но, опять же, обыватель в массе своей знает то, что «Массандра» когда-то продавала царские вина на аукционе «Сотби»…

По поводу продегустированных мною здесь образцов скажу, что подробно расскажу о своих впечатлениях на сайте, пока лишь отмечу, что ваши вина легко узнаваемы. Более того, лучшие из кубанских вин мне понравились гораздо больше, чем старые вина из подвалов Саук-Дере, ценность многих из которых, по-моему, состоит только лишь в их почтенном возрасте, хотя среди них и были впечатляющие старые Рислинги и пара крепких и сладких вин.

– Вас знают как ценительницу автохтонных (местных – ред.) сортов винограда и вин из них. Открыли ли Вы для себя какие-нибудь российские вина?

– Действительно, я могу сказать, что очень люблю то, что в мировой литературе о вине называют heritage varieties («сорта культурного наследия»). Мне был известен грузинский сорт Саперави, но ранее я не пробовала вина из винограда Саперави северной российской селекции. Вкус у последнего отличается от грузинского. Для себя я открыла весьма интересный сорт – Цимлянский черный. Думаю, что это вино может понравиться нашим лондонским винным гурманам (я не говорю о том, что оно будет иметь большой коммерческий успех, но…).

– Если можно, сохраняя интригу, все же хотя бы вкратце сказать о Вашем впечатлении от российских вин из международных сортов?

– Было несколько весьма интересных образцов, из которых я бы выделила фанагорийские «Совиньон-Блан» и «Пино-Нуар», а также красные вина «Мысхако», сделанные в бордосском стиле.

– А что Вас более всего поразило во время поездки в Россию?

– Я уже писала на своем сайте, что меня удивило, насколько привычным и узнаваемым для европейца оказались российские реалии – вид Краснодара, станиц, виноградников и большинства производственных помещений на винзаводах, которые я посетила. Все же я хочу отметить еще одно яркое впечатление. Это – экспозиция Таманского археологического музея. Вы понимаете – я езжу много и часто, поэтому у меня остаются хорошие впечатления о многих людях, странах и винах. Но 26 веков истории Тамани (включая древнегреческое виноделие) – это та «изюминка», которая действительно украсила мое путешествие. Я и представить себе не могла, что Тамань имеет настолько богатую историю и культуру!

– Каковы сейчас мировые тенденции вкуса вин? Способно ли российское виноделие вписаться в общую картину со своим виноделием?

– Думаю, что главный тренд сейчас – общее понижение  алкоголя и ослабление тонов дубовой выдержки (хотя, возможно, это не относится к США). Поэтому более деликатные российские вина вполне могли бы вписаться в эту схему.

Еще один отчетливый тренд – мода на автохтонные сорта. И в поддержку этого тренда некоторые российские регионы также могли бы внести свой вклад.

– Как долго, по-Вашему, российское вино будет оставаться чем-то экзотическим для винодельческого мира?

– Следует признать, что российские вина пока еще не известны в мире. Коллекционеры редких вин, возможно, и имеют некоторое представление о винах «Массандры», но только лишь, как я уже говорила, потому, что они были выставлены на продажу на аукционе «Сотби». Но, повторюсь еще раз, слабое представление о географии российского виноделия – это факт. Большинству вообще неизвестно, где находятся российские винодельческие регионы (и что это не Крым). Даже я, автор и редактор двух крупнейших винных справочников, грешила таким незнанием, и поэтому очень довольна, что у меня появился шанс восполнить свой пробел в знаниях и получила большое удовольствие от своего краткого путешествия.

– Большое спасибо Вам за интервью. С нетерпением и, признаюсь, трепетом будем ждать Вашего официального «вердикта» о российских винах.

Беседовал Владимир ПУКИШ, начальник отдела PR и корпоративных коммуникаций ОАО АПФ «Фанагория».