В нашем районе есть государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Темрюкский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светоч». Здесь радушно встретят ваших детей квалифицированные специалисты и помогут успешно адаптироваться в обществе. Мы называем наш центр «Светоч», поскольку «луч света», «солнце», «светильник» – это синоним тепла, уюта, добра и надежды.

Реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями в реабилитационном центре «Светоч» направлена на воспитание ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями как полноценной личности, гражданина с правами и обязанностями, на выработку у него потребностей и специальных качеств, необходимых для вхождения в сложный мир социальных отношений.

Процесс социально-педагогической и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями в нашем учреждении протекает в соответствии с режимом дня для каждой группы, который предполагает разнообразную деятельность детей. Именно деятельность обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает у него новые потребности, стимулирует возникновение чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение, культурно-досуговая деятельность. Реабилитировать ребенка или подростка с ограниченными возможностями – значит снять у него страх общения со сверстниками и взрослыми, укрепить его способность к произвольным действиям и волевым усилиям, придать ему уверенность в своих силах и возможностях. В ходе реабилитации специалисты центра добиваются, чтобы ребенок или подросток постоянно следовал внутреннему правилу: «если я захочу, то смогу».

Курс реабилитации состоит из трех этапов: первый адаптационный — первые 5 дней пребывания проводится первичная диагностика ребенка, в процессе которого специалисты с каждым ребенком проводят индивидуальные занятия, постоянно наблюдают за ним в процессе его деятельности. Наблюдение направлено на изучение характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми и детьми, определение уровня сформированности навыков самообслуживания; особенностей поведения и эмоционально-волевой сферы, установление контакта с ребенком. Именно в этот период дети адаптируются к режиму питания, к режиму дня центра.

Второй этап социально-педагогической и социально-психологической реабилитации – коррекционно-развивающий, который предполагает использование как индивидуальной, так и групповой формы работы с детьми: занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, инструктором по труду, воспитателем, педагогом дополнительного образования, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, постоянное наблюдение за его эмоциональным состоянием, культурно-досуговую деятельность.

Занятия направлены на:

преодоление трудностей в развитии форм взаимодействия детей и подростков с окружающим миром;

формирование навыков самообслуживания;

формирование навыков безопасного поведения;

гражданское и патриотическое воспитание;

личностное развитие;

любовь к природе;

приобщение к здоровому образу жизни;

правовое воспитание;

развитие творческого воображения;

развитие познавательной сферы.

Реабилитация детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая постоянный рост их самостоятельности и творчества. Занятия проводятся как в индивидуальной форме, так и в групповой.

 Продолжительность одного занятия не более 25-30 минут, но может изменяться в зависимости от эмоционального состояния ребенка, его желаний и интересов, состояния здоровья, возрастных особенностей. Количество занятий в неделю зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Занятия с детьми проводятся ежедневно в течение курса реабилитации согласно индивидуальному плану социальной реабилитации утвержденному на реабилитационном консилиуме.

Третий этап социально-педагогической и социально-психологической реабилитации – заключительный. Этот этап предполагает проведение заключительной социально-психолого-педагогической диагностики, в процессе которой прослеживается результат реабилитации, динамика развития каждого ребенка.

У детей и подростков в условиях центра «Светоч» появляется уверенность в своих силах и возможностях, формируются навыки безопасного поведения на дороге, в природе, пожарной безопасности; развиваются личностные и нравственные качества, формируется гражданская и правовая позиция, воспитываются патриотические чувства, развивается творческое воображение и познавательная сфера; дети приобщаются к здоровому образу жизни. С помощью специалистов центра «Светоч» каждый ребенок учится существовать и взаимодействовать в окружающем мире.

Отделение круглосуточного пребывания рассчитано на 30 мест.

В отделении функционируют 3 группы, каждая рассчитана на 10 мест. Каждая группа имеет игровую комнату, уютные спальни, отдельные санузлы для девочек и мальчиков. Группы комплектуются с учетом возрастных и индивидуальных ограничений каждого ребенка.

О. Царевская, заведующая отделением психолого-педагогической реабилитации детского реабилитационного центра «Светоч».

На фото. В детском реабилитационном центре «Светоч» дети проходят курс лечебного массажа.